Когда в конце февраля привычный мир разрушился в страшном слове «война», обозначив точку невозврата, на рынке недвижимости Латвии вновь зазвучали голоса панических настроений. И это нормально – так работает психология масс. А вот что говорят о ситуации эксперты? Ожидает ли нас финансовый кризис? Останется ли недвижимость в изменившихся условиях надёжным источником для вложения денежных средств? Ответы на эти вопросы журнал m2 и портал varianti.lv попробовал поискать вместе с сопредседателем Комитета по кредитованию Латвийской ассоциации финансовой отрасли Карлисом Даневичем.

– Как Латвийская ассоциация финансовой отрасли оценивает нынешнюю ситуацию с ипотечными заёмщиками? В обществе проскакивают достаточно мрачные настроения и прогнозы на фоне того, что после двух лет пандемии экономике нанесён новый удар: недалеко от границ Латвии разразилась война.

– Если абстрагироваться от эмоционально тяжёлой для всех международной повестки дня и оценить без понятных в настоящее время панических настроений реальную кредитную нагрузку на экономику Латвии, особенно на частных лиц, выяснится, что у нас нет причин для паники! По объёму взятых займов Латвия находится на одном из самых низких мест в мире. И возникшие сегодня проблемы абсолютно отличаются от тех, которые наблюдались 12-15 лет назад. В связи с этим говорить, что люди набрали в долг много денег и сейчас у них могут возникнуть проблемы, определённо неверно.
Сегодня очевидно, что не все заёмщики были готовы к пандемии Covid-19. Но она не помешала регулярным выплатам и покрытию кредитных обязательств. Многие на всякий случай оформили себе кредитные каникулы – отложили выплату основных сумм. Это были в основном представители тех отраслей, которые затронули ограничения Covid-19: гостиничного и ресторанного бизнеса. Им изменили графики погашения долгов. Однако сегодня, когда мы вошли в новую волну геополитических потрясений, все проблемы, которые были связаны именно с ковидными ограничениями, утратили свою актуальность, они решены. Благоприятный период возврата долгов закончился. Люди вернулись к работе и гасят свои финансовые обязательства. Выплачивают ипотеку стандартно, без каких-то особых проблем. Вообще нужно отметить, что в Латвии платежи по кредитам одни из самых стабильных в мире. Наши кредитополучатели отдают их среднем в течение 12 лет.

– Несмотря на различные кризисы, сопровождающие нашу жизнь? Разве молодые семьи и специалисты обычно не оформляют ипотечный кредит на 20-25 лет?

– Действительно, чаще всего люди заключают договоры на необходимый им для покупки недвижимости кредит сроком на 20-25 лет, иногда на 30. Но отдать его они стараются как можно быстрее, вот и получается, что в среднем это удаётся сделать за 12 лет. На данный момент никакого ухудшения платёжной дисциплины при возврате ипотеки мы не видим.

– Может ли чем-то грозить кредитодателям внезапный разрыв бизнес-связей Латвии с Россией и Беларусью из-за санкций и войны?

– Что касается ухудшения ситуации в латвийской экономике в связи с положением дел на российском рынке и ожидаемым разрывом связей с Россией, то не стоит питать иллюзий об их скором восстановлении. Но в утешение надо отметить, что экономика России меньше, чем экономика Италии. Безусловно, текущие события повлияют на рынок, однако следует отметить, что у России сейчас очень маленькая по объёму экономика. Что больше повлияет на ситуацию в Латвии, так это ожидаемый рост цен на энергоресурсы. Потенциально именно он несёт самые большие негативные последствия. Не то чтобы каких-то проблем не будет вообще – так сказать, конечно, нельзя. Разрыв с Россией и война на Украине, безусловно, принесут проблемы. Однако думаю, что они не будут долгосрочными и системными: признаков развития самого негативного сценария на сегодняшний день нет.

– Если проблемы все же ожидаются, то к чему нужно готовиться кредитополучателям? К повышению кредитных ставок?

– Повышение процентов по кредиту возможно. Только это будет больше связано с инфляцией. Других моментов, которые могли бы повлиять на увеличение процентных ставок, нет. Как уже сказал, ситуация с ковидом – это был тяжёлый социальный кризис, повлиявший главным образом на малообеспеченных людей. И рост расходов, связанных с геополитическими потрясениями, – это схожий вид кризиса.
Трудно предположить, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) агрессивно перешёл бы в обратную сторону от монетарной политики и начал бороться с инфляцией любой ценой. При этом потенциально увеличивая риск большой безработицы. В это мне трудно поверить. Но, скорее всего, ЕЦБ, несмотря на свои установки о том, что главный фокус должен быть на сохранении низкой инфляции, будет вынужден думать социально ответственно. Вполне вероятно, что он привяжет кредитные ставки к несколько более высокому уровню инфляции на более длительный период, чтобы не рисковать ростом безработицы. В связи с этим делать прогнозы по кредитным ставкам сейчас, конечно, рискованно. Настолько низкими, как сейчас, на долгое время они не останутся. Пойдут ли они вверх стремительно или Европа захочет усиленно бороться с инфляцией? Скорее всего, этого не будет. Нет таких признаков.

– Так что же можно сказать по поводу цен на рынке недвижимости в связи с этим?

– Понятно, что в условиях высокой инфляции недвижимость – не самое плохое вложение. Особенно если на какое-то время рост потребительских цен в Латвии достигнет годового показателя в 10%. Однако у нас он определённо не дойдет до 20-30%, как в странах, которые сейчас служат негативным примером. Таких как Венесуэла или Турция, где этот показатель существенно выше.
В Латвии, в чем-то и благодаря инфляции, цены на рынке недвижимости удержатся на хорошем уровне, и это одна из хороших отраслей, куда можно вложиться в условиях растущей экономической нестабильности и повсеместного повышения цен. Нужно также принять во внимание то, что в Латвии цены на фоне других стран сравнительно низкие, равно как и объём заимствования по сравнению с доходами. А значит, есть куда расти. В то же время после нападения России на Украину людей в Латвии становится больше, и количество беженцев с Украины увеличивается. Это означает, что рынок недвижимости будет стабильным и даже немного подрастёт. Падения цен определённо не стоит ждать.

– Вы считаете, что беженцы усилят давление на цены на рынке жилья?

– Полагаю, что в условиях инфляции, кризиса, а также сокращения вариантов для альтерна- тивного инвестирования, люди продолжат вкладываться в покупку недвижимости. Простая логика говорит: если в Латвию прибывает больше людей, у которых нет своего жилья в нашей стране, то это определённо будет давить на цены на недвижимость, повышая их.
Посмотрите, сколько, к сожалению, уничтожено недвижимости на Украине. В Латвии же преимущество: у нас многие знают русский язык, сохраняются школы национальных меньшинств. Думаю, для многих людей, вынужденных прибыть в Латвию из-за разных обстоятельств, наша страна станет вторым домом, а для кого-то, возможно, даже на долгий период.