Рыба ищет, где глубже, а бизнес – где лучше. Это золотое правило для тех предприятий, которые привыкли тщательно просчитывать выгоду и стараются размещать свое производство в более благоприятных с разных точек зрения странах. Либо ближе к рынкам сбыта своей продукции, либо в местах с лучшей предпринимательской средой или меньшей налоговой нагрузкой. Латвия в этом плане может быть привлекательной для многих предприятий, особенно из России и стран СНГ. Однако потенциальным инвесторам не всегда понятны шаги, которые нужно предпринять, если их решение о переносе производства станет не просто идеей, а серьезными намерениями. Разберемся в этом с помощью экспертов.
Случаев, когда предприятия из России, Беларуси и других стран СНГ переносили в Латвию производство или же с нуля открывали завод, не так уж и мало. Например, семь лет назад РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» открыл сборочное производство в Латвии на базе «МТЗ-Сервис». Мотивация – стать поближе к ЕС, чтобы не импортировать целый ряд деталей из Европы по повышенным ценам.
А вот в 2016 году в Вентспилсе открылось производство кондитерской фабрики Pobeda, чьи владельцы выбрали Латвию из-за широких возможностей экспорта готовой продукции в Европу и Балтию.
В прошлом году в Елгаве, в местном бизнес-парке, инвестировав 10 млн евро, начала работать шоколадная фабрика Chocolette Confectionary. Как пояснили представители предприятия, предложений было несколько, в том числе из Польши и Литвы. Выбрали Латвию, «где ждут и не мешают работать». Условия в Елгавском бизнес-парке оценены инвестором как хорошие – качественный сервис и инфраструктура. К тому же это географически выгодное место с точки зрения логистики.
Подобных примеров достаточно. Однако путь от идеи переноса производственных мощностей до того момента, когда будет торжественно перерезана красная ленточка, довольно непростой и долгий. Поэтому имеет место и такая статистика: только четыре-пять из 100 запросов о размещении иностранцами производства в Латвии или же о переносе производственных мощностей перерастают в конкретные проекты. Остальные испаряются либо вначале, либо на промежуточных стадиях. Что нужно знать инвестору и кто в Латвии ему поможет?Шаг 1-й. Собираем информацию
Латвийское агентство инвестиций и развития (ЛАИР) – базовый пункт, откуда нужно делать первые шаги. Само агентство долгие годы отвечает за привлечение инвестиций, и именно сюда в первую очередь стоит обратиться тем, кто заинтересован в Латвии. Алексей Корнев, руководитель отдела переноса технологий и заместитель директора департамента технологий, рассказывает, что когда какая-то компания принимает решение уходить в другую страну, то она рассматривает, как правило, не один рынок, а несколько и сравнивает их достоинства.
«Все начинается с того, что инвестор еще никуда не едет, а пытается сам собрать информацию об инвестиционном климате в разных странах. Это большая работа. Надо узнать, где какая налоговая и судебная системы, оценить их особенности, изучить вопросы логистики, доступность рабочей силы и наличие нужных рабочих помещений. Когда эти вопросы изучены, тогда инвестор и делает первый звонок нам».
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Латвийской Республике Евгений Лукьянов в разговоре с журналом и порталом varianti.lv отметил, что нередко российские бизнесмены обращаются за помощью и непосредственно в посольство России в Латвии: «Не скажу, что таких обращений очень много, но они есть. У нас при посольстве есть торговый секретарь, который специализируется как раз на таких вопросах. Он помогает потенциальным инвесторам из России собрать информацию, найти контакты и направить в ту инстанцию, которая им поможет».
Шаг 2-й. Углубляемся
В этот момент ЛАИР и начинает реальную работу с инвестором. Пока все еще в области информационной поддержки, поскольку, как показывает опыт, вопросов у предприятия возникает очень много.
«У нас спрашивают о том, какая ситуация в конкретной отрасли, есть ли налоговые особенности, особенности законодательства, интересуются доступными технологиями, – перечисляет рабочие моменты представитель ЛАИР. – У нас имеется отдельный департамент по привлечению инвестиций. Руководители проектов в этом департаменте специализируются в каждой конкретной отрасли. Они понимают ее специфику, проблемы и подводные камни, знают представителей отраслевых ассоциаций, экспертов, которые также могут оказать информационную поддержку. Наши специалисты говорят с потенциальным инвестором об очень конкретных вещах. Но все эти разговоры по-прежнему происходят удаленно».
Для инвесторов должно быть важно то, что при правительстве Латвии действует Совет иностранных инвесторов, в котором ЛАИР выполняет роль секретариата. «У нас есть возможность оперативно вносить на повестку дня какие-то вопросы и быстро их решать, – продолжает объяснять Алексей Корнев. – Таких случаев было очень много. Причем речь не о каких-то глобальных вещах, а, например, о том, что в Броценах необходимо было проложить к предприятию четыре километра асфальтированной дороги. Поднимаем в этом совете все вопросы, которые исходят непосредственно от инвесторов».
Шаг 3-й. Поехали!
Когда изучена специфика нужной отрасли и проведено сравнение с разными странами, инвестор составляет шорт-лист, в который включает два-три потенциальных места для переноса производства. Тогда и отправляется знакомиться со всем воочию. «Когда инвестор приезжает к нам, начинаем работать с ним, – говорит Алексей Корнев. – Презентуем инвестиционный климат в стране, предоставляем статистику о конкретной отрасли. И что важно – сразу предлагаем базу данных по объектам недвижимости, пригодным для размещения индустриальных мощностей. Базу создали сами и постоянно пополняем. Когда собирали ее, тесно сотрудничали с местными самоуправлениями. Как показывает опыт, муниципалитеты оказывают большое влияние на формирование инвестиционного климата в своем регионе».
Стоит заметить, что база данных объектов коммерческой недвижимости может включать в себя как готовые объекты, так и пустующие участки земли. В последнем случае нужно понимать, что инвестору предстоит вложить немалые деньги в развитие инфраструктуры. Базу данных можно найти самостоятельно на сайте liaa.gov.lv и оценить объекты по географическому местоположению и потребностям бизнеса. Свои предложения в нее регулярно добавляют как самоуправления, так и компании по недвижимости и частные владельцы, размещающие там и готовые к использованию промышленные и офисные помещения, и застроенные и незастроенные участки.
Шаг 4-й. Подключаем самоуправления
Самоуправления, или власти на местах, – важное звено в цепочке работы с инвестором, потому как от них зависят многие практические вещи. Например, как долго будет разрабатываться и утверждаться проект, как быстро можно получить строительные разрешения, что вообще самоуправление может предложить производственным инвесторам. Поскольку самоуправлений в Латвии более 100, то ЛАИР несколько лет назад упростил работу с ними через специальную программу POLARIS. Уникальная методика обеспечивает единую и скоординированную деятельность министерств, органов самоуправления, предприятий, государственных учреждений, университетов и исследовательских институтов. «Смысл POLARIS заключается в следующем: когда нам нужно получить какую-то помощь от самоуправления или местной стройуправы, для этого не требуется запрашивать разрешения в мэриях, все и так знают, что все согласовано, – говорит эксперт. – Самоуправления, конечно же, самостоятельно проявляют активность по привлечению инвестиций, и это часто зависит от того, насколько у них большая и мощная команда. В этом плане хотелось бы отметить самоуправления Елгавы, Вентспилса, Валмиеры и Лиепаи. В Вентспилсе и Лиепае исторически имеется много больших промышленных зон, которые теперь эксплуатируются с пользой».
А как происходит работа с инвесторами в самом крупном самоуправлении Латвии – в Риге? Арманд Крузе, директор департамента развития Рижской думы, признается, что четкой схемы по привлечению инвесторов у них нет: «Два года назад к нам в мэрию обратилось предприятие из Санкт-Петербурга, пожелавшее перенести свое производство в столицу Латвии. Понятно, что никакой финансовой помощи им мы не оказывали. Но дали множество контактов и информации, свели с нужными людьми, с представителями индустриальных парков. И этого оказалось более чем достаточно. Стали для них бизнес-ангелами. Для инвесторов с постсоветского пространства очень важно, чтобы у них на месте была прямая связь с исполнительной властью, к которой всегда можно обратиться за интеллектуальной помощью в сложный момент».
Шаг 5-й. Бонус плюсы
После того как инвесторы направлены в самоуправления, работа ЛАИР с ними не заканчивается. «Более того, эта работа не заканчивается никогда, – настаивает Алексей Корнев. – Все время держим руку на пульсе. Если возникают проблемы или недоразумения, то именно наш руководитель проекта, прикрепленный к инвестору, сглаживает острые углы. И даже когда сделка состоялась, завод построен или производство размещено, все равно держим этого клиента в своей базе данных. Раз в полгода связываемся с ним и узнаем, как его успехи, чем можем помочь. И самое главное – предлагаем ему возможности финансовой поддержки и расширения бизнеса. В ЛАИР есть много инструментов поддержки предпринимательской деятельности, например, программы по сотрудничеству с вузами, научными институтами, инвестиционные программы и пр.».
Шаг 6-й. Производственные моменты
В целом решать, какие производственные помещения инвестор выбирает, – это сфера его забот и интересов. Выбирать есть из чего. То, как обычно складываются переговоры о размещении производств, рассмотрим на примере шоколадной фабрики Chocolette Confectionary, обосновавшейся на территории Елгавского бизнес-парка.
Как рассказывает член правления этого предприятия Арта Нордмане, у Елгавского бизнес-парка нет особого отбора инвесторов – берут всех. «Как правило, когда инвестор приходит к нам, то у него есть очень конкретный запрос: нужно такое-то помещение, такой-то площади, с такими-то мощностями. Бывает, что оговаривают все мелочи, даже высоту потолков. Мы смотрим, в каком бизнес-парке можем все это ему предоставить, и это необязательно будет Елгава. Наш парк входит в группу NP Properties – крупнейшего в Латвии предприятия по развитию и обслуживанию индустриальных парков. Действуем в Риге, Олайне, Елгаве, Саласпилсе, Резекне и Даугавпилсе. Кроме того, важен вопрос моральной и информационной поддержки, которую инвесторы ценят. Это могут быть самые разные вопросы – от трудоустройства до юридической помощи. Важно, готовы ли мы помогать с контактами и встречами с нужными людьми. Например, представители Chocolette Confectionary были очень удивлены, когда мы организовали им встречу с мэром Елгавы и они в течение часа общались с ним по самым разным вопросам. Этот момент в определенной степени и повлиял на их выбор в пользу Елгавы».
Шаг 7-й. Рабочая сила
Мы не зря выделили вопрос привлечения рабочей силы отдельным блоком. Сегодня для Латвии доступность рабочей силы – реальная проблема. А для производственных предприятий особенно. О поиске кадров нужно думать заранее. С этим соглашается и Алексей Корнев. «Стараемся предоставлять инвесторам объективную информацию о Латвии, но при этом стремимся преподнести страну в лучшем свете. В то же время не можем замалчивать проблему нехватки трудовых рук. Одно дело, когда собрались разместить производство с 30 работниками, и совсем другое – с 300. Приходится объяснять, что найти такое количество квалифицированных специалистов, особенно в регионах, очень трудно. Придется переманивать их из других компаний или заниматься переквалификацией работников, что повлечет дополнительные траты».
И еще пара важных моментов, о которых инвесторам стоит знать заранее.
Первый: в Латвии, как стране ЕС, все нормы на 90% подстроены под европейское регулирование. Оно довольно сильно отличается от российского и других стран СНГ. То есть опыт работы восточного инвестора в какой-то конкретной отрасли, по сути, предстоит обновить согласно нормам ЕС. Это важно, потому что штрафы за нарушение европейских норм большие, и все это может закончиться банкротством бизнеса.
Второй: налоговая система для бизнеса в Латвии довольно благоприятная. Например, действует нулевая ставка при реинвестировании прибыли. Однако налоги на рабочую силу по европейским меркам остаются высокими. То же самое можно сказать о стоимости электричества, одной из самых высоких в Старом Свете.
И наконец, сегодняшняя ситуация в банковской сфере тоже не благоприятствует инвестициям. Дело в том, что на данный момент банки настороженно относятся к нерезидентам. Поэтому имеет смысл предварительно уточнить в латвийских банках, кто из них возьмется за открытие и обслуживание счетов зарубежной компании. Тем не менее Латвия старается стать для инвесторов страной с очень личным отношением к инвестициям.
06.07.2018