Проведённый страховым АО BTA Baltic Insurance Company (BTA) опрос показал, что после произошедшего в январе этого года взрыва газа в столичном многоквартирном доме на улице Баускас и пожара в посёлке Крусткални (Кекавский край), а также других происшествий, лишь 18% респондентов задумались о страховании своего имущества. В то же время 22% опрошенных не изменили своего мнения о значимости страхования имущества в случаи крупных убытков. Директор департамента оценки рисков компании BTA Оскарс Звейниекс поясняет: хотя происшествия с трагическими последствиями и повышают интерес к страхованию имущества, но на короткий срок и в незначительном объеме. Большая часть жителей Латвии, по-прежнему, живёт в незастрахованном жилье, причём для многих это единственное имущество семьи.
В ходе опроса 48 % респондентов подтвердили, что трагические события на улице Баускас и в Крусткалны укрепили их убеждённость, что страхование жилья является необходимым. 18% признали, что эти события заставили их задуматься о возможности страхования своего жилья. В то же время на 22% опрошенных происшествия не оказали никакого влияния, поскольку, по их мнению, такие случаи происходят крайне редко, а потому дом или квартиру страховать не нужно. 12% вообще не слышали об этих трагедих, вследствии чего их взгляды на значимость страхования имущества не изменились.
«На практике наблюдаем, что после крупных и трагических происшествий интерес к страхованию имущества возрастает, однако зачастую лишь на короткое время и в весьма ограниченном объёме. В большинстве случаев за этим не следует реальных действий — то есть оформления страхового полиса. Это вызывает тревогу, ведь для многих людей это единственное жильё, потеряв которое, они могут в буквальном смысле “оказаться на улице”. Кроме того, низкая доля застрахованной частной собственности фиксируется не только в отношении частных домов, но и квартир. Следует учитывать, что в многоквартирных домах конструкции и инженерные коммуникации взаимосвязаны, и одно происшествие может затронуть десятки домохозяйств», — поясняет Оскарс Звейниекс.
В Латвии доля застрахованной недвижимости по-прежнему остаётся сравнительно низкой — около 50%. И это касается не только частной собственности: государство и самоуправления также страхуют принадлежащие им объекты в сравнительно небольшом объёме. Для сравнения: в Эстонии застраховано около 80% всех объектов недвижимости, в Литве — 60–70%, а в ряде стран Западной Европы доля застрахованной недвижимости превышает 85%. Эти различия отражают не только уровень зрелости рынка, но и иную модель мышления, стимулирующую реальные действия. В Латвии страхование жилья часто воспринимается как опция, которую можно отложить, тогда как в других странах его рассматривают как инвестицию в личную безопасность.
«Надежда на удачу; убеждённость, что редкие случаи со мной не произойдут; оформление страхового полиса с минимальным покрытием лишь для выполнения требований банка по ипотечному кредиту — это основные ошибки в мышлении, которые жителям необходимо изменить, чтобы повысить общественное понимание того, что означает безопасность. Если людям зачастую кажется само собой разумеющимся, что имущество следует оснащать элементами физической безопасности — охраной, прочными дверями, дымовыми датчиками, что, безусловно, также необходимо, то финансовая защита, которую обеспечивает страхование, чаще всего остаётся на втором плане», — отмечает Оскарс Звейниекс.
В секторе страхования имущества наблюдается ещё одна тенденция: люди часто не пересматривают страховую сумму или сознательно не меняют её, несмотря на то что из года в год растут как цены на недвижимость, так и стоимость ремонтных работ. «Каждый из нас в повседневной жизни может наблюдать рост расходов — в том числе в сфере недвижимости и смежных отраслях. Например, выросли цены на недвижимость, подорожали строительные материалы, увеличился и уровень заработных плат. Это означает, что страховая сумма жилья, которая была актуальной 5 или 10 лет назад, сегодня определённо является слишком низкой, чтобы было можно полностью восстановить или приобрести равноценную недвижимость. Чтобы в случае существенных убытков человек был финансово защищён, страховая сумма должна соответствовать реальной рыночной ситуации», — подчёркивает Оскарс Звейниекс.