Можно ли добиться успеха в бизнесе, которому неполный год и который ты развиваешь в другой стране? Можно! Это доказывает латвийский предприниматель и инженер-строитель Станислав Овчаренко, наладивший поставки каркасных домов латвийского производства в Сербию. Параллельно он развивает там и другие направления бизнеса.

– Родом я из Вентспилса, – рассказывает при знакомстве с журналом m2 и порталом varianti.lv Станислав Овчаренко. – В 2003 году благодаря работе в ООО Uzņemējs и лично Игорю Израильсону переехал в Ригу. Работал на строительстве многих значимых латвийских объектах – торгового центра Origo, высотке Saules Akmens и других. Отучился на бакалавра в Рижском техническом университете по специальности «Промышленное и гражданское строительство». В 2013 году сдал на сертификат строительного надзора, есть сертификат руководителя строительных работ. Как инженер-строитель сотрудничаю с различными латвийскими компаниями – имею более чем 20-летний опыт в реализации проектов. В большей мере занимаюсь консалтингом, помогаю согласовывать проекты, заполнять и контролировать записи в системе BIS, получаю разрешения на строительство, сдаю в эксплуатацию объекты.

Если говорить о реализованных проектах, то среди тех, к которым имел прямое отношение, назову проекты по реконструкции рижских домовладений на ул. Латгалес, 131, и Лачплеша, 24. Руководил обновлением офисного здания на ул. Дзирнаву, 140, в котором теперь располагается Департамент развития Риги и строительная управа. Имею довольно богатый опыт работы за границей. В общем, без дела не сижу, стараюсь находить себе всё новое и новое применение. И так случилось, что январе 2025 года попал в Сербию. На второй день пребывания в ней решил открыть компанию и вместе с двумя партнёрами подал документы на регистрацию местного юридического лица. Через неделю она с названием Force Stan Group d.o.o. стала работать.

– В какой сфере деятельности?

– Изначально поняли, что торговля строительными материалами имеет в этой стране большой потенциал. Тот путь, который прошли с начала года на рынке Сербии, для кого-то может показаться фантастикой. А я скажу, что рынок этой страны оказался настоящим Клондайком для предпринимательства, плюс мне везёт на хороших людей и сотрудников! Когда летел в Белград, у меня был один-единственный знакомый, который проживал в столице Сербии, – переехавшая туда гражданка Казахстана Гульмира. На своей родине она занималась подбором персонала, в том числе для нефтеперерабатывающей компании Chevron. Вот эта знакомая и помогла мне с поиском первого сотрудника для сербской фирмы: им стал Данила – парень, участвовавший в строительстве атомной электростанции в Турции и знающий турецкий, английский, сербский и русский языки. Сам он приехал в Сербию за два года до нас, успел освоиться и хорошо разбирался в нюансах страны. Именно Данила и указал на перспективные для бизнеса ниши, убедил сделать акцент и на торговле каркасными домами.

Начали с контактов с производителями и поставщиками, с разработки сербского сайта по продаже строительных материалов. Потом сделали информационную базу, в которую объединили архитекторов, девелоперов, подрядчиков… Параллельно в родной Латвии я занялся поиском производителей каркасных домов, объехав практически все значимые производства. Выбирал лучших из лучших, разумеется, по своему профессиональному мнению. Первым партнёром стало ООО Jekābpils PMK, занимающееся производством деревянных домов из CLT-панелей. С ними мы сейчас реализовываем самый крупный в Сербии проект дома, выполненного по технологии CLT, площадью 240 кв. м.

Второй выбор сделали в пользу известного бренда Ilumhome – латвийской компании, установившей в разных странах мира порядка двух с половиной сотен деревянных каркасных домов. Домов, выполненных из натурального дерева и энергоэффективных! Стали развивать информационную поддержку данного направления. Наш сербский сайт компании и профиль в инстаграме набирают популярность.

Параллельно на нас вышли украинские производители фасадных панелей, конструкция которых состоит из пенопласта и клинкерного (отделочного) кирпича либо плитки. Мы изучили их предложение и поняли: продукт интересный, и такого на рынке Сербии, как и в целом на Балканах, нет. А тут как раз приближалась строительная выставка в Белградском выставочном комплексе. Решил там предложить эту украинскую продукцию. Попросили образцы. Производители сказали, что могут доставить их максимум до границы Сербии и Венгрии. Я нанял в Сербии грузовую машину и поехал за образцами фасадных панелей. И не зря! Продукция имела успех: сербы очень позитивно воспринимают всё новое.

На той же строительной выставке познакомился и с предпринимателями, развивающими под Белградом проект посёлка – достаточно новый для местных жителей формат. Наладили сотрудничество по вопросам поставки стройматериалов и контроля стройки, создали полноценную службу заказчика. Благодаря этому знакомству арендовали в самом центре Белграда – у церкви Святого Марка – помещения под офис. Если сравнивать с Ригой, то это как разместиться возле памятника Свободы. Тут же, по соседству, открыли шоурум, в котором представлены образцы предлагаемых нами сборных домов, в том числе латвийских. Кстати, в отношении Ilumhouse мы не ограничились Сербией, нашли партнеров в Австрии и Чехии, продвигаем в Испании.  

Если говорить о сербском рынке недвижимости в целом, то стоит заметить, что у него прекрасные перспективы. Предложение не поспевает за спросом, а это главный критерий развития отрасли. Чего только стоит такой масштабный проект, как Belgrade Waterfront. Проект реализовывается уже около 10 лет, в большинстве своём раскуплен, впереди новые очереди строительства. Масштаб построенного в рамках Belgrade Waterfront торгового центра даже не с чем сравнить в Латвии – тот в несколько раз больше любого из наших. Жилых домов в проекте построено точно свыше трёх десятков. Торговля свободными квартирами в самых новых домах ведётся по ценам около 4 200 евро за кв. м. И для Белграда эта цена не является чем-то запредельным: в настоящее время к реализации готовится комплекс, в котором жильё будет предлагаться по 8 000 евро за кв. м.

Поэтому не знаю, кто и что в Латвии пишет про Belgrade Waterfront, его нужно видеть – отреставрирована огромная часть столичной набережной Дуная. На ней разместились современные жилые строения, первые этажи которых отданы под коммерческие нужды. Жизнь в этом районе, в том числе и ночная, не затихает: рестораны полные даже в понедельник.

Как человек, который видел в реальности сербский проект, очень надеюсь, что Riga Waterfront поэтапно реализуется. Через десять лет все будем наслаждаться новым современным обликом рижской Андрейсалы. Имя Riga Waterfront в мире уже на слуху: мои знакомые из Турции и в Индии признаются, что слышали о таком проекте. Этим можно гордиться!

Но вернёмся к Сербии: осваиваемся, разбираемся в её бюрократических структурах, набираем людей на стройки – есть кадровое агентство под руководством Гульмиры. Сербия – страна, которая долгие годы была под санкциями, сейчас она открывается. Из-за войны сербы разъехались по всему миру, и руководство страны радо, если они возвращаются, везут свои заработанные в других странах деньги и вкладывают их в развитие родины. Рады и инвесторам. Что касается налога на прирост капитала, то он составляет 15%.

Несмотря на новости о происходящих время от времени акциях протеста, Сербия находится на новом этапе подъёма. Реализуется масса программ по развитию и восстановлению жилищного фонда, что может быть очень и очень интересно латвийским компаниям и девелоперам. Город превращается в большую строительную площадку, ведь в 2027 году в Белграде пройдёт Всемирная выставка EXPO, под которую возводится новая инфраструктура. Во всех сегментах строительства начинает наблюдаться дефицит, что является отличной возможностью для предприимчивых и активных компаний. Не хватает людей, не хватает проектировщиков, не хватает гостиниц бюджетного и среднего классов… Ниша банковского кредитования также ждёт новых игроков. Сербия открыта для честного и дружелюбного бизнеса из любой страны. Китайцы возводят у них огромный завод по производству электромобилей, они же прокладывают метро, азербайджанские компании строят шикарные дороги, трассы и туннели. Строителей не хватает – это тот ресурс, который нужен этой стране. С этого лета благодаря нашей активности в Сербию стали заходить и первые бизнес-структуры из Латвии. Я сам сейчас живу на две страны.

Сербия – растущий рынок. По моему мнению, как минимум в ближайшие три года мы точно будем наблюдать стремительный подъём её рынка недвижимости. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что подъём будет более продолжительным – не менее пяти лет.

– То есть вы настаиваете на перспективности сербского рынка для латвийских компаний.

– И не только его. Выходя в Сербию, латвийский бизнес может рассматривать не только эту страну, но и весь прилегающий регион. А это Хорватия, Босния, Черногория, Албания, Словения… С населением свыше 15 млн человек. Убеждаемся в этом по базе каркасных домов: заказы на них приходят из всех этих стран, уже не все из них успеваем обрабатывать, образуется лист ожидания. Так что латвийским компаниям, если они готовы работать в конкурентной среде, в Сербии есть где развернуться! Было бы желание!